МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Составной частью совершенствования педагогического мастерства педагога является его научно-методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта.
Методическая работа – это одна из обязанностей и необходимостей педагога и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания образовательного курса. Ее результатом является создание и разработка общеобразовательных общеразвивающих программ, конспектов занятий, сценариев воспитательных мероприятий, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых на занятиях и пр.
Методическая работа — это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства.
Основная цель методической работы Дома творчества – создание условий, способствующих повышению качества воспитательно-образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов.
- определить фактическое состояние методической деятельности и обоснованности применения способов, средств и приёмов воздействий в достижении целей;
- выработать регулирующие механизмы в соответствии с объективной оценкой полученных результатов по формированию профессиональной компетентности педагогических работников и обеспечению качества образовательного процесса Дома творчества «ОКТЯБРЬСКИЙ»;
- спланировать работу по научно-методическому обеспечению образовательного процесса в учреждении, способствующую осуществлению продуктивного сотрудничества с другими учебными заведениями района, города;
- оказать педагогическим работникам организационно-методическую помощь в системе непрерывного образования и в совершенствовании профессионального мастерства;
- создать единую систему выявления, развития и поддержки талантливых детей и молодежи в различных областях, обеспечивающую их личностную самореализацию и профессиональное самоопределение;
- создать условия для профессионального роста и оказать помощь в адаптации молодых специалистов и вновь прибывших педагогов.
Деятельность методического отдела осуществляется по следующим направлениям:
- информационное и программно-техническое сопровождение деятельности работников дома творчества
- создание банка данных диагностических методик, отслеживающих профессиональные затруднения, профессиональные и личностные компетенции педагогических работников.
- создание банка данных о педагогических кадрах ОУ.
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды (написание заявления, оформление материалов творческого отчета, опытно-экспериментальных разработок и методических разработок).
- оказание методической помощи педагогам в разработке комплексного учебно-методического обеспечения дополнительной общеразвивающей программы.
- разработка учебно-методических материалов (учебных программ, методических рекомендаций, указаний и разработок, памяток, подготовка публикаций).
- организация и проведение обучения по информационным технологиям для педагогических и руководящих работников ОУ (курсы ИПК).
- разработка критериев для экспертизы материалов конкурса методических разработок, профессионального мастерства.
- экспертиза учебно-программной документации.
- осуществление внутренней и организация внешней экспертизы методической продукции.
- научно-методическая помощь педагогам в разработке дополнительных общеразвивающих, авторских программ.
- организация работы временных творческих коллективов.
- осуществление мониторинга качества образования.
Повышение квалификации педагогов осуществляется через внешние и внутренние формы повышения квалификации.К внешним формам повышения квалификации относятся курсы КРИПК и ПРО, где практически каждый педагог может повысить свой профессиональный уровень в межаттестационный период.
Кроме того, педагоги участвуют в конференциях и семинарах районного и областного уровня.К внутренним формам повышения квалификации педагогических работников относятся: методические объединения ПДО, работа над единой методической темой, временные творческие коллективы, семинары, обобщение педагогического опыта, Школа молодого специалиста, проведение консультаций, самообразование, разработка дополнительных образовательных программ, участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
Методические объединения педагогов дополнительного образования проводятся 4 раза в год. Используются такие формы проведения методических объединений: творческий отчет, открытые занятия, мастер-класс, методический фестиваль.
На методических объединениях рассматриваются вопросы: по организации практической и теоретической деятельности педагога дополнительного образования; планирование и организация работы творческих объединений, педагогика и психология младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Методистами и педагогами Дома детского творчества в течение последних лет были разработаны методические материалы по разным направлениям деятельности. В рамках подготовки к педагогическим советам, методическим объединениям, организации воспитательных мероприятий, для создания творческих проектов формируются временные творческие группы педагогов. В течение нескольких лет успешно функционирует медиатека, цель, которой — создание банка данных актуального опыта, его обобщение и пропаганда. В целях оказания практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства работает школа молодого специалиста.
Формы работы: теоретические занятия, открытые уроки наставников, деловые игры, семинары, анкетирование.Чтобы успешно решать многообразные проблемы образовательного процесса, кроме курсовой подготовки в Доме творчества ведется систематическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов через самообразование, индивидуальные консультации.Одна из форм методической работы – оказание консультативной помощи педагогам.
Серьезное внимание в учреждении уделяется самообразованию педагогов, так как считается, что резервы для повышения уровня своего профессионального и личностного развития нужно находить в самом себе.
Все педагоги Дома творчества составляют индивидуальные планы самообразования в соответствии с направлением деятельности, в конце учебного года подводят итоги работы по самообразованию на методических объединениях, творческих отчетах. Формы представления результатов самообразования различны: открытое занятие, творческий отчет, методический фестиваль, реферат и др.
Одной из форм демонстрации педагогического мастерства являются открытые занятия. Открытые занятия показывают, что педагоги умело, используют теоретические знания о психофизиологических возрастных особенностях детей, развивая познавательный интерес и творческую активность детей, мотивируя их на достижение успеха.
В своей практике педагоги внедряют инновационные педагогические технологии: технология личностно-ориентированного образования, технология коллективного взаимообучения, технология игрового обучения (ролевые, деловые и др. виды обучающих игр). Результатом работы по повышению профессионального мастерства педагогов является участие в конкурсах «Сердце отдаю детям» и др.
Таким образом, методическая деятельность способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.